Детский конфликт. Как предотвратить его негативные последствия?

Детский конфликт. Как предотвратить его негативные последствия? Детский конфликт в разные периоды взросления ребенка имеет свои отличительные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет свойственно ссориться из-за игрушек, разрушенной игровой постройки или придуманной игровой ситуации. В этот период ребенок только начинает учиться общению. Дети этого возраста при взаимодействии еще лишены способности договариваться и приходить к общему мнению. Как правило, конфликты происходящие в этой возрастной группе сопровождаются применением физической силы, криками и плачем.

Дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет конфликтуют в результате борьбы за главенствующую роль в игре. Для ребенка в этот период крайне важно занимать лидирующую позицию. Дети способны предпочесть старому другу нового, только потому, что второй легко поддается влиянию.

Дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет больше предпочитают бесконфликтное общение, в этот период ссоры между ними случаются все реже. Причинами конфликтов могут послужить разногласия по поводу правил игры, ее сюжета, а также вовлеченных в нее персонажей. Дети этого возраста уже научились манипулировать друг другом и активно применяют это при взаимодействии друг с другом. Они используют в общении различные угрозы, например, пожаловаться родителям или полностью прекратить дружбу с обидчиком.

 

Способы разрешения детских конфликтов

 

Детский конфликт можно разрешить деструктивными и конструктивными способами. Деструктивный включает в себя агрессивное разрешение ссоры, подключение к конфликту других участников и уход от возникшей ситуации.

В случае агрессивного способа действий, ребенок может угрожать применением физической силы или даже начинает драку. Некоторые дети используют привлечение в ссору новых участников, которые, как правило, старше и сильнее. Многим ребятам в ходе конфликта свойственно проявлять обиду и уходить от травмирующей ситуации.

К конструктивным способам выхода из детских конфликтов относятся благоприятное развитие возникшей ситуации, и разрешение конфликта, учитывая интересы всех противоборствующих сторон.

 

Профилактика детских конфликтов

 

Для того, чтобы предотвратить детский конфликт или смягчить его возможные неблагоприятные последствия, необходимо научить детей правильно взаимодействовать друг с другом. Родители должны, прежде всего, научить своего ребенка дружить. Детям нужно объяснить, что не нужно быть эгоистичными в общении, а необходимо прислушиваться к мнению сверстников, уважать их, помогать при возникновении каких-либо трудностей, проявлять доброту и щедрость, заботу и внимание. Научно доказано, что полноценное физическое и умственное развитие ребенка напрямую зависит от уровня его коммуникативных навыков. Существует несколько простых способов, которые научат ребенка гармоничному взаимодействию со сверстниками.

  1. Важным этапом в формировании дружеских отношений между детьми является первое знакомство. Родители могут проигрывать различные варианты знакомства с помощью детских игрушек. Взрослые должны показать своему чаду, что нужно предлагать свою дружбу сверстникам только с улыбкой на лице. Пусть малыш сам потренируется, как он первым заговорит с воображаемым понравившимся ребенком, с которым хочет подружиться. Если малыш испытывает некоторые трудности при знакомстве с детьми, задача родителей заключается в том, чтобы подкорректировать поведение и направить его в верное русло.
  2. Дети, как правило, копируют модель поведения близких взрослых. Поэтому родители должны на собственном примере учить ребенка дружить. Наблюдая, за тем как взрослые принимают в доме друзей и искренне интересуются их жизнью, ребенок в дальнейшем будет поступать точно также. Очень важно научить малыша с раннего детства совместным играм со сверстниками: регулярно отмечать дни рождения, ходить в походы и на экскурсии. Не нужно препятствовать возникшему желанию ребенка пригласить в дом друзей. Также не нужно запрещать своим детям визиты к сверстникам. Родителям неплохо будет запастись всевозможными увлекательными детскими играми, в ходе которых ребята смогут лучше узнать друг друга. Взрослым также нужно принимать участие в этих играх, такое совместное времяпровождение поможет увидеть то, как их ребенок проявляет себя при общении с друзьями, выявить возможные проблемы детских взаимоотношений и найти правильные пути их решения.
  3. Важными помощниками в формировании навыков общения у детей являются книги, а также художественные и мультипликационные фильмы о дружбе. Причем лучшим вариантом будет не навязывать ребенку свое собственное мнение о смысле прочитанной книги или просмотренного фильма, а позволить ему самому определить кто прав и виноват. С помощью поучительных примеров, приведенных в книгах и фильмах, малыш поймет, что настоящий друг должен обладать такими качествами как доброта, великодушие, щедрость, умение сочувствовать и приходить на помощь в любую минуту.
  4. Необходимо уважительно относиться к друзьям своего ребенка. Родители ни в коем случае не должны себе позволять осуждений в адрес тех детей, с которыми общается их малыш, даже если они им не очень нравятся. Взрослые должны понимать, что этих друзей выбрал их ребенок и нужно уважать его мнение. Только в этом случае получится воспитать гармоничную личность.
  5. Залогом формирования у ребенка навыков бесконфликтного взаимодействия со сверстниками станет близкое общение с родителями. Взрослым нужно как можно чаще беседовать с детьми на самые различные темы. Рассказывать о своих друзьях детства, о совместных проделках и играх, о ссорах и разногласиях с ними. Малышам будет интересно узнать о детстве своих родителей, к тому же, на этих примерах дети смогут понять, как справиться со сложностями возникающими при общении со сверстниками.

 

Оставить комментарий